Насилие и дети

Отсутствие заботы

– невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре

Внешние признаки насилия:

  • маленький рост и вес
  • плохая гигиена и одежда
  • физические или медицинские проблемы, оставленные без внимания
  • заброшенность
  • нежелание учиться, замкнутость
  • вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей и т.д.)

Влияние на ребенка:

  • постоянная слабость, невнимание на уроках, апатия
  • жалуется, что никто о нем не заботится
  • плохая гигиена, нет прививок
  • прогуливает школу или приходит в школу слишком рано и уходит слишком поздно
  • крадет или попрошайничает
  • берет на себя заботы взрослых, ищет привязанности у других людей
  • употребляет алкоголь или наркотики

Психологическое насилие

– эмоционально дурное обращение с детьми (обвинения, унижение достоинства, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия над другими, похищение).

Внешние признаки насилия:

  • отставание в физическом развитие
  • низкая самооценка, чувство вины
  • ведет себя либо слишком активно, либо замкнуто
  • недостатки в развитии речи и моральных представлениях

Влияние на ребенка:

  • задержка в физическом и психическом развитии
  • странные привычки (кусается и др.)
  • трудности в учебе и поведении
  • импульсивность, взрывчатость, истерия, боязнь всего, плохой сон
  • попытки самоубийства, потеря смысла жизни
  • уступчивость, податливость, депрессии, печаль, беспомощность

Физическое насилие

– действия или отсутствие действий со стороны взрослых, в результате которых физическое или умственное развитие ребенка нарушается или находится под угрозой

Внешние признаки насилия:

  • раны и синяки: разные по времени возникновения, в разных частях тела, имеют форму предмета
  • отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений
  • необъяснимые ожоги, переломы или растяжения (ожоги от сигарет, зараженные ожоги, говорящие об отсутствии своевременной помощи, погруженные ожоги – в форме носка, обруча, перчатки)
  • участки без волос на голове

Влияние на ребенка:

  • при повреждении любых органов тела происходят нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность
  • дети могут становиться агрессивными, тревожными или необычайно стеснительными, нелюбопытными, бояться взрослых и сверстников
  • страх физического контакта, боязнь идти домой
  • тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев
  • манипулирует другими для получения внимания
  • низкая самооценка
  • чрезмерно взрослое поведение
  • отвечает на вопросы многосложно

Сексуальное насилие

– любой контакт или взаимодействие между ребенком и более старшим человеком, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции: Ласка, Демонстрация половых органов, Изнасилование, Сексуальная эксплуатация (порнография), Проституция.

Внешние признаки насилия:

  • трудности в ходьбе и при сидении
  • боль, опухоль или раздражение в области половых органов
  • синяки, кровотечения внешних половых органов
  • заболевания, передающиеся половым путем, выделения из половых органов
  • мастурбация
  • резкие изменения веса
  • повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей

Влияние на ребенка:

  • несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, сексуальные игры с другими детьми или игрушками
  • может жаловаться на зуд, воспаление в области гениталий
  • нежелание общения,
  • неадекватное поведение, агрессивность
  • причиняет себе боль, употребляет наркотики
  • плохо или неправильно ест
  • скрывает свой секрет из-за беспомощности, привыкания и угроз со стороны обидчика

Памятка 1

Если ребенок говорит Вам, что подвергается насилию, то:

  • Поверьте ему. Ребенку не за чем лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, со всеми подробностями
  • Не осуждайте его. Ведь насилие совершил другой человек, а пострадал ребенок
  • Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, проявив понимание и сочувствие
  • Не преуменьшайте его боли, говоря, что ничего страшного не случилось
  • Не отвергайте его: если Вы осудите его, то это нанесет ему более глубокую рану, чем само насилие
  • Позаботьтесь об оказании ребенку своевременной медицинской и психологической помощи. При необходимости обратитесь в органы опеки и попечительства или к инспектору по делам несовершеннолетних.

Памятка 2

План действий в случаях насилия в семье для социальных работников.

Если пострадавшая (ий) сама обратилась за помощью:

  • Внимательно и терпеливо выслушайте. Важно дать человеку возможность поплакать и выговориться. Не давайте советов (пострадавшая(ий) их не услышит из-за переполненности эмоциями).
  • Старайтесь слушать без осуждения. Ответственность за акт насилия несет совершивший его, так как именно он принял решение ударит, оскорбить и т.д.. Важно поговорить с пострадавшей о том, что она не виновата в совершенном насилии.
  • Верьте пострадавшей(ему). Неверие может нанести глубокую психологическую травму и отказ от действий.
  • Не успокаивайте пострадавшую(его), дайте человеку возможность прожить свою боль. Постарайтесь принять чужие чувства и помочь их осознать.
  • Не давайте готовых решений. Целиком ситуацию может знать только человек, столкнувшийся с ней. Только он сам может принять решение. Давая совет, Вы лишаете человека возможности вернуть контроль над своей жизнью и доказываете его несостоятельность в принятии решений.
  • Информируйте пострадавшую(его) о ее (его) правах. Обсудите вместе возможность обращения в правоохранительные органы. Не оказывайте давление. Не все готовы сразу радикально изменить ситуацию. Предложите продумать план безопасности или дайте тот, который предложен в этой методичке. Скажите обидчику, что он тоже может получать консультации. Дайте ему информацию о том, куда он может обратиться за помощью для себя.
  • Дайте пострадавшей(ему) информацию о всех существующих службах, в которые можно обратится за помощью.

Если обращаются родственники или знакомые, являющиеся свидетелями насилия или имеющие сведения о нем:

  • Убедите их в необходимости личной встречи с пострадавшей (им).
  • Обратившиеся к вам люди, являясь свидетелями домашнего насилия, испытывают также психологическую травму и сами нуждаются в помощи. Узнайте у них, чем их тревожит сложившаяся ситуация. Обсудите возможные действия.

Если вы видите явные последствия или признаки возможного насилия в семье:

  • Необходимо информировать пострадавшую(его) о правах, о возможности обращения в правоохранительные органы и других источниках помощи.
  • В случае актуального насилия, в первую очередь, надо выяснить, в безопасности ли сейчас человек. Если ситуация опасная срочно помогите сделать ее по возможности неопасной. Если есть серьезные травмы, рекомендуйте вызвать скорую и милицию.
  • Если пострадавший – ребенок, то необходимо довести информацию о нарушении его прав и законных интересов в правоохранительные органы.

Памятка 3

Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить насилие в семье по отношению к ребенку:

  • Путаные и противоречивые объяснения причин травм у ребенка или отказ их давать;
  • Обвинения ребенка в полученных травмах;
  • Запоздавшее обращение за медицинской помощью, обращение за помощью под чьим-то влиянием;
  • Стремление к преувеличению или преуменьшению тяжести травм;
  • Отсутствие беспокойства за жизнь и здоровье ребенка;
  • Отсутствие внимания, ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т.д.).

Памятка 4

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.

Социальные проблемы семьи.

  • Неполная или многодетная семья
  • Семья, в которой постоянно возникают конфликты между родителями
  • Семьи с приемными детьми
  • Наличие в семье больного наркоманией или алкоголизмом
  • Социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы
  • Стрессы, ставшие следствием безработицы, смерти близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых
  • Использование физического и психического насилия в качестве наказания.
  • Юные родители с неадекватными родительскими навыками
  • Низкий уровень образования
  • Статус беженцев в результате межнациональных конфликтов

Состояние здоровья и поведение родителей и других членов семьи.

  • Психические заболевания
  • Критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения)
  • Умственная отсталость
  • Недостаточный самоконтроль или импульсивность
  • Наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления
  • Родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:

  • Нежеланный ребенок
  • Наличие у ребенка физических и умственных недостатков
  • Низкая масса тела при рождении, недоношенность
  • Врожденные уродства
  • Нелюбимый ребенок в семье
  • Сходство с нелюбимым родственником
  • Нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность
  • «Трудный» ребенок
  • Высокоодаренный или талантливый ребенок.